04.06.2017

Автор: М.В.Абрамов, к.м.н., менеджер по профессиональному маркетингу CIBA Vison

Сегодня можно с уверенностью говорить, что силиконгидрогелевые контактные линзы по праву занимают прочное положение на рынке контактных линз. Высокая кислородная проницаемость, меньшая склонность к дегидратации, большая устойчивость к протеиновым отложениям, большая устойчивость к механическим повреждениям – все эти свойства отвечают наиболее актуальным проблемам контактной коррекции: гипоксия роговицы, синдром сухого глаза, биосовместимость, удобство использования. Наличие плазменной обработки или встроенного увлажняющего агента делает поверхность линзы более смачиваемой. Неудивительно, что все больше врачей рекомендуют эту группу не только текущим носителем гидрогелевых линз, но и в качестве линз первого выбора для первичных пациентов. По данным США и Канады, доля первичных пациентов, которым подобрали силиконгидрогелевые линзы, достигает 30 процентов.
Довольно часто пациенты, переведенные на силиконгидрогелевые линзы, продолжают использовать ту же систему по уходу, что была у них для гидрогелевых линз. Во многом такое поведение основано на позиции врачей-контактологов, которые не видят принципиальной разницы между современными многофункциональными растворами.
Такую позицию нельзя назвать приемлемой. Cиликонгидрогелевый материал значительно отличается от гидроксиэтилметакрилата (HEMA), своего предшественника, и требует другого ухода. Последние данные говорят о том, что система по уходу играет не меньшую роль в безопасном и комфортном ношении контактных линз, чем сама линза. Современные многофункциональные растворы состоят из консерванта, буфера, солей, очищающего агента, хелатного комплекса , увлажняющих агентов и любрикантов. Каждый производитель старается использовать свои компоненты, поэтому растворы сильно отличаются друг от друга. Различия в химическом составе компонентов определяет биосовместимость раствора с тканями глаза и материалом линзы.
Важный вывод, который из этого следует сделать, заключается в том, что систему по уходу должен назначать врач, не перекладывая эту функцию на продавца-консультанта.
Являясь мировым лидером в разработке силиконгидрогелевых линз, компания CIBA Vision уделяет большое внимание созданию систем по уходу. В этой связи хотелось бы познакомить наших читателей с современными решениями в этой области на примере многофункционального раствора SOLOCARE AQUA™.

Дезинфекция – важнейшее свойство
После отзыва с рынка раствора ReNu Moisture Loc, связанного со случаями грибкового кератита (Fusarium), были сделаны выводы, что если формула раствора содержит увлажняющие компоненты и при этом пациент хранит линзы не в контейнере, оставляет бутылку с раствором открытой, не меняет контейнер регулярно, то полимеры, обеспечивающие увлажнение и комфорт, делают раствор более подверженным контаминации Fusarium из окружающей среды. ReNu Moisture Loc содержал высокомолекулярный полимер на основе целлюлозы поликватерниум-10 ( не путать с поликватерниум-1 (поликвадом) – дезинфектантом, активно использующимся в растворах фирмы ALCON). Другими словами, увлажняющие агенты многофункциональных растворов при несоблюдении пациентами рекомендаций по уходу могут становится средой для контаминации спорами Fusarium. Несмотря на активное развитие увлажняющих характеристик, практикующим врачам-контактологам не стоит забывать, что на первом месте должны стоять дезинфицирующие свойства раствора. Это еще раз подтверждают последние отзывы с рынка систем по уходу из-за случаев грибкового и акантамебного кератита. Такие громкие происшествия плохо сказываются на всей индустрии контактной коррекции, подрывая доверие текущих и потенциальных пользователей к этому эффективному и безопасному методу коррекции зрения. Поэтому важность надежной антимикробной защиты сегодня трудно переоценить. С этой точки зрения раствор SOLOCARE AQUA™ характеризуется уникальной системой двойного антимикробного воздействия.

Первым активным веществом, входящим в состав раствора, является 0,0001% раствор полигексанида (полигексаметиленбигуанид PHMB). Вместе с поликвадом это вещество относится к так называемому новому поколению консервантов, пришедших на смену хлоргексидину и тимеросалу. Полигексанид (polyhexanide) принадлежит к той же группе, что и хлоргексидин, но отличается молекулярной массой, в 3 с половиной раза превышающей хлоргексидин. Это позволило увеличить количество активных участков в молекуле до 6–14, а этот параметр играет важное значение в антимикробной активности дезинфектанта. Например, алексидин (Alexidine), входивший в состав ReNu Moisture Loc, также относится к группе бигуанидов и имеет сходный механизм действия в отношении клеточных мембран, однако молекулярная масса алексидина меньше и активных зон в молекуле всего две, что объясняет более низкую антимикробную активность последнего, несмотря на более высокую концентрацию в растворе (0,0045%). Активные зоны имеют тропность к фосфолипидам клеточной мембраны, связываются и разрушают их, вызывая необратимые повреждения цитоплазматической мембраны, приводящие к гибели микроорганизма. Полигексанид имеет широкий спектр антимикробной активности в отношении большинства граммположительных и граммотрицательных бактерий.
Также важно понимать, что на антимикробную активность дезинфектанта могут влиять другие компоненты раствора. Например, SOLOCARE AQUA™ и Complete Moisture Plus содержат полигексанид в одинаковой концентрации 0,0001%. Однако разные исследования [4, 5, 6] подтверждают, что Complete Moisture Plus менее активен в отношении грибов (Fusarium solani и Candida albicans), что объясняется присутствием гидроксипропилметилцеллюлозы, а также хлоритов натрия и калия, снижающих антимикробную активность.
Опасность современных многофункциональных растворов, содержащих высокомолекулярные увлажняющие компоненты, состоит в отложении этих компонентов на стенках контейнера, что повышает вероятность развития микроорганизмов – так называемой контаминации контейнера. Исследования показывают: несмотря то, что современные системы по уходу обладают мощными дезинфицирующими свойствами, уровень контаминации контейнера остается высоким. Не имеет значения, новая линза или старая, традиционная, плановой замены или однодневная – все они контаминируются, побывав один раз в инфицированном контейнере. Контейнер подвержен контаминации в первую очередь, поскольку бактерии имеют тенденцию бурно развиваться на плоских поверхностях. В процессе жизнедеятельности бактерии секретируют полисахаридную пленку – гликокаликс. Вместе с живыми и отмершими микроорганизмами гликокаликс образует так называемую биопленку. Важным свойством биопленки являтся защита бактерий, находящихся внутри, от неблагоприятных факторов внешней среды, в том числе и дезинфектантов. Биопленка способна аккомулировать экзо- и эндотоксины. Эндотоксины представляют собой липополисахариды и являются фрагментами клеточной стенки погибших граммотрицательных бактерий. При попадании на глаз они играют роль триггера для местной иммунной системы, вызывая миграцию макрофагов с дальнейшим выбросом цитокинов и развитием воспалительной реакции. Экзотоксины представляют собой протеины, секретируемые бактериями и обладающие специфическими литическими, цитотоксическими фармакологическими свойствами. Экзо- и эндотоксины могут накапливаться в контакной линзе, вызывая серьезную реакцию при контакте с глазным яблоком. Кроме этого, биопленка является прекрасной питательной средой для попавших в контейнер микроорганизмов, например, акантамебы.
Современные дезинфектанты, входящие в состав многофункциональных растворов, активны в отношении большинства микроорганизмов, но они не способны препятствовать контаминации стенок контейнера с последующим образованием биопленки. Разработка антимикробного контейнера MicroBlock стала уникальным решением проблемы микробного загрязнения стенок контейнера. Эффект достигается посредством высвобождения ионов серебра, входящего в состав материала контейнера, в присутствии влаги. С использованием нанотехнологий серебро добавляется в процессе формования контейнера и равномерно распределено по всей толщине пластика. Концентрация ионов серебра остается высокой на протяжении всего срока службы контейнера, а антимикробная активность регистрируется как на внутренней, так и на наружной стенках контейнера (в случае попадания на нее влаги). Тридцатидневное клиническое исследование показало, что почти половина обычных контейнеров имела выраженную или сильную степень микробной контаминации по сравнению с одной пятой случаев при использовании MicroBlock.

Очистка
В течение нескольких минут после постановки линзы муцины и протеины из слезной пленки покрывают поверхность линзы тонким слоем. Слой постепенно утолщается по мере ношения линзы. В норме этот слой гладкий и прозрачный и обеспечивает биосовметимость материала линзы с тканями глаза. Вот почему новая силиконгидрогелевая линза становится комфортнее через несколько часов после надевания, достигая максимального комфорта на второй день. На протяжении первой недели идет активное формирование слоя, после чего его развитие стабилизируется.

Протеины, липиды, минералы, клеточный детрит и микроорганизмы составляют основу этого слоя. На поверхности линзы его толщина и текстура может сильно варьировать в зависимости от зоны. Также в зависимости от состава слезы, состояния век, материала линзы у одних пользователей отложения на линзе носят нежный равномерный характер, не влияя на комфорт при ношении, а у других образуются крупные белковые или липидные преципитаты, значительно ухудшающие комфортность ношения.
Известно, что силиконгидрогелевые материалы устойчивы к белковым отложениям, но более подвержены накоплению липидов. В период между морганиями на поверхности линзы возникают несмачиваемые участки, которые притягивают гидрофобные компоненты слезы. Липидные отложения образуют достаточно прочную связь с материалом, в связи с этим большинство специалистов рекомендуют своим пациентам использовать механическую очистку при уходе за силиконгидрогелевой линзой, даже если многофункциональный раствор предлагает так называемую «No Rub» опцию. В связи с этим важно отметить, что SOLOCARE AQUA™ – единственная система, одобренная FDA для использования с силиконгидрогелевыми линзами в двух режимах – с механической очисткой и без нее. Пятиминутная очистка и дезинфекция – это важное преимущество для большинства пациентов, которые не хотят тратить много времени на уход за линзами. Механическое очищение линзы позволяет разрушать крепко связанные с линзой липидные отложения, а входящий в состав раствора полоксамер-407 является поверхностно активным веществом (сурфактантом), имеющим амфифильную природу – гидрофильную головку и гидрофобный хвост. Гидрофобные хвосты молекул окружают липидные отложения, образуя мицеллы, которые отрываются от поверхности линзы, оседая на стенках контейнера.

Биосовместимость с материалом линзы
Токсическое прокрашивание

Серьезным толчком к актуализации вопроса биосовместимости растворов и силиконгидрогелевых линз стала работа Гарри Андраско с соавторами «Реакция глазного яблока на сочетание силиконгидрогелевых линз и многофункциональных растворов». Из всех исследованных многофункциональных растворов на основе бигуанидов (ReNu Multiplus, Complete Moisture Plus) SOLOCARE AQUA™ показал наименьший процент прокрашивания эпителия с исследуемыми линзами Acuvue 2, Acuvue Oasys, Biofinity, PureVision, AIR Optix, AIR Optix Night&Day. Хотя клиническое значение прокрашивания эпителия остается пока непонятным, автор этого исследования отмечает, что любое хроническое состояние, даже бессимптомное, требует повышенного внимания из-за снижения барьерной функции эпителия, увеличения риска инфильтратов, возможного дискомфорта. Наименьший процент прокрашивания из всех исследованных групп (солевой раствор, пероксидная система, поликвад, бигуаниды), а следовательно, наибольшая биосовместимость зарегистрированы у пероксидной системы AOSEPT PLUS. Более подробно с результатами этого исследования можно познакомиться на сайте www.StainingGrid.com.

Минимальное накопление консерванта материалом линзы
Важным показателем, влияющим на биосовместимость раствора, материала линзы и глазного яблока, является способность консерванта, содержащегося в растворе, к накоплению в материале линзы. Клиническое значение данного процесса состоит в увеличении времени контакта консерванта с тканями глаза. Далеко не все растворы показывают одинаковые результаты в тестах на накопление поликегсаметиленбигуанида (PHMB) с силиконгидрогелевыми линзами. Так, например, при сравнении накопления PHMB с разными силиконгидрогелевыми линзами результаты распределились следующим образом: минимальный показатель накопления был у AIR Optix, затем идут AIR Optix NIGHT&DAY и ACUVUE ADVANCE, максимальное значение зарегистрировано в линзах Pure Vision. Интересно, что результат зависит не только от концентрации консерванта, но и от других компонентов, составляющих формулу раствора, а также от материала линзы. Так, раствор ReNu MultiPlus показал большую тенденцию к накоплению в исследованных линзаx, хотя концентрация PHMB в нем в 2 раза меньше (0,00005%) по сравнению с раствором SOLO CARE AQUA.


Биосовместимость с тканями глаза
Интересная экспериментальная работа, позволяющая по-новому взглянуть на вопросы биосовместимости многофункциональных растворов с тканями глаза, выполнена Y.Zhang с соавторами. На роговицу крыс помещали силиконгидрогелевую контактную линзу из материла Lotrafilcon B (AIR Optix), предварительно выдержанную в течение 8 часов в одном из следующих многофункциональных растворов: SOLO CARE AQUA, ReNu MultiPlus, ReNu with MoistureLoc, OptiFree Express, Complete Comfort Plus, AOSEPT PLUS и солевой изотонический раствор. Исследовали количество цитокинов в роговице экспериментальных животных. Результаты оценивали после 8 часов нахождения линзы на роговице. Максимальный (в 2 раза больший) выброс интерлейкинов (IL-1б и в, IL-1RA, CINC-1, (IL-8 у людей), IL-6) наблюдался с раствором Opti Free Express. Минимальный уровень цитокинов, близкий к показателям солевого раствора, был зафиксирован с растворами SOLO CARE AQUA и AOSEPT PLUS. В выводах авторы подчеркивают, что ряд многофункциональных растворов могут повышать уровень цитокинов в строме роговицы. Цитокины являются медиаторами воспаления и играют активную роль в развитии местных воспалительных и аллергических реакций.


Увлажнение – это комфорт
Несмотря на появление новых материалов с высокими биосовместимыми свойствами, проблема сухого глаза – основная жалоба пациентов и главная причина, ведущая к прекращению ношения контактных линз. Содержание влаги в контактной линзе, находящейся на глазу, меньше, чем в той же линзе, находящейся в солевом растворе в блистере. Более того, исследования убедительно доказали, что влагосодержание материала линзы уменьшается в течение дня. Важный физиологический барьер, препятствующий испарению влаги слезы, – липидный слой слезной пленки. При уменьшении стабильности этого слоя или истощении водного слоя слезы, что наблюдается в конце дня, потеря влаги в процессе испарения может достигать значительного процента и только частично компенсироваться влагой слезы.

Помимо общей тенденции к дегидратации в течение дня контактная линза может подвергаться внезапным изменениям влагосодержания. Обычно это происходит при резком перепаде влажности – как, например, при входе в помещение с кондиционером.
Разработка материалов с включенными увлажняющими агентами, увлажняющих и смазывающих капель с высокими тиксотропными свойствами частично решает проблемы дегидратации, однако в долгосрочной перспективе они полностью не справляются с поставленной задачей. Вследствие этого сухость и вызванный ею дискомфорт остаются главными причинами прекращения ношения контактных линз.
Еще одним шагом в борьбе с синдромом сухого глаза стало появление многофункциональных растворов, содержащих компоненты, способные «запирать» влагу и поддерживать влагосодержание контактной линзы на стабильном уровне.
В растворе SOLO CARE AQUA используется эффект HydroLock, направленный на увлажнение линзы и уменьшение испарения слезной пленки. Увлажняющий эффект декспантенола, или провитамина B5 был впервые применен в офтальмологии для борьбы с синдромом сухого глаза. Исследования показали, что декспантенол в виде глазных капель эффективно восстанавливал нарушенную барьерную функцию эпителия роговицы. В качестве увлажнителя декспантенол создает барьерный эффект, который замедляет испарение влаги. Сорбитол относится к группе гигроскопичных хумектантов (увлажнителей), то есть веществ, способных притягивать влагу из водной фазы слезы и удерживать ее от испарения. Комбинация декспантенола и сорбитола в растворе SOLO CARE AQUA создает эффект HYDROLOCK™ (HYDRO – влага, LOCK – замок) и позволяет эффективно препятствовать дегидратации линзы в течение дня. Кроме того, дополнительный эффект дает сурфактант – полоксамер-407. Как и все сурфактанты, он обладает амфифильными свойствами, что позволяет ему не только эффективно удалять отложения (очищающее свойство) но и удерживать влагу на поверхности линзы.
В заключение этого обзора хотелось бы еще раз подчеркнуть, что современные многофункциональные растворы являются многокомпонентными, химически и фармакологически активными препаратами, активно взаимодействующими с материалом контактной линзы и тканями глазного яблока. Как показывают клинические и экспериментальные исследования, эффективность раствора зависит от совместимости с материалом линзы, используемого дезинфицирующего и очищающего агентов, биосовместимости с тканями глаза и системы увлажнения.
SOLO CARE AQUA убедительно доказал свою эффективность по ключевым параметрам и может считаться средством первого выбора для пациентов, использующих силиконгидрогелевые линзы.

Источник: журнал "Глаз",
№4-2007

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Пока нет коментариев,
Ваш отзыв может быть первым и самым важным!
Напишите свой комментарий или отзыв.
0
0
0