05.06.2017

Keith Holland, врач-оптометрист, Челтенгэм, Глостершир, Великобритания

По материалам Газеты Optometry Today (Лондон) от 27 марта 2009 г.

Из детей получаются отличные пользователи контактных линз (КЛ). Однако по некоторым причинам многие врачи-контактологи колеблются, назначая КЛ детям, и советуют родителям не давать линзы своим чадам, пока те не достигнут подросткового возраста. Тем самым они оказывают весьма дурную услугу и своим пациентам, и нашей профессии в целом. Нет ни единой клинической причины, по которой маленький ребенок (а в своей практике мы подбираем КЛ детям начиная с 5 лет) не мог бы стать очень успешным пользователем КЛ и в результате улучшить свое зрение.
Возможно, как и в случае со многими другими проблемами оптометрии, дело в замкнутости врачей, охраняющих секреты своей специальности от широкой публики. Но почему же так много оптометристов испытывают беспокойство, назначая КЛ детям? Из-за боязни нанести ребенку непоправимый вред? Если так, то им не следовало бы работать и со взрослыми. Из страха причинить ребенку боль? Но почему детям должно быть больно, если не больно взрослым? Или же просто потому, что им не нравится работать с детьми? В таком случае, на их место наверняка найдется коллега, который получает от этого удовольствие. Чтобы вдохновить большее число врачей-контактологов на работу с маленькими пациентами, предлагаем вашему вниманию следующие 10 основных положений, чтобы вы могли проверить, насколько они соответствуют вашей практике.

1. Необходимо понимать, в каком случае контактная коррекция зрения (ККЗ) может быть более уместной и полезной, чем очковая.
Значительная часть детей в возрасте до 12 лет начинает посещать офтальмолога по причине высокой гиперметропии, астигматизма и анизометропии. Во всех подобных случаях врач стремится назначить такое средство коррекции, чтобы оно работало по возможности постоянно и служило как можно дольше. Однако все мы знаем, что очковые оправы гнутся, расшатываются, что очки часто снимаются и большую часть времени валяются без дела. Переход на КЛ гарантирует, что у ребенка целый день будет стабильная, постоянная, правильно подобранная коррекция. При любых назначениях свыше 3 D (или свыше 2 D для коррекции анизометропии), неудачно подобранные очки приведут скорее к существенному ухудшению зрения, что в свою очередь укрепит и усугубит амблиопию и приведет к ухудшению стереоскопического зрения.

Детям, которые любят спортивные состязания, переход с очков на мягкие контактные линзы дает возможность получать куда большее удовольствие от игры – и добиваться лучших результатов благодаря лучшему стереоскопическому зрению и пространственной ориентации. Кроме того, очевидно, что заниматься спортом в КЛ безопаснее, чем с очками на носу, за исключением плавания и игры в мяч. В последнем случае для ребенка и так гораздо дешевле и безопаснее носить обычные защитные очки, чем тратиться на специальные защитные очки с оптической коррекцией. Что же касается плавания, то это одна из немногих ситуаций, в которых использование КЛ недопустимо, но на этот случай есть недорогие и повсеместно доступные очки для плавания с диоптриями.

2. Имея дело с пациентами-детьми, планируйте долговременную стратегию.
Обычно мы стараемся сначала подбирать детям однодневные линзы, чтобы они начали пользоваться КЛ без лишних затрат и проблем, которые могут возникнуть при ношении линз месячной замены, если случайно повредить их в самом начале ношения. По возможности мы стремимся к тому, чтобы дети так и продолжали носить однодневные КЛ, а не переходили на месячные, за которыми им будет сложнее ухаживать.
Однако при высоких значениях оптической силы точную коррекцию можно дать только с помощью КЛ, рассчитанных на месяц или на больший срок ношения. В подобных случаях мы иногда начинаем с однодневных КЛ, а через пару недель переводим ребенка на линзы длительного ношения. При этом нужно предупредить, что острота зрения немного снизится на первом этапе, до перехода на «окончательную» коррекцию, скажем, с помощью индивидуальных торических КЛ. Родители это учтут и не будут воспринимать проблемы с линзами в первые недели ношения как какую-то катастрофу.

3. Когда вы знакомите детей с ККЗ, в беседе должны принимать участие и дети, и родители.
Как часто врачи беседуют только с ребенком или только с родителями! Это вызывает неуверенность и смущение, и а иногда и вовсе ведет к отказу от первичного подбора КЛ. Если объяснить и родителям, и ребенку, что КЛ – лучший клинический выбор для коррекции зрения, если объяснить принцип их действия, то можно избавить клиентов от лишних тревог и склонить их к положительному решению. Родители нередко с самого начала настроены отрицательно, пока им не станет ясно, что ККЗ – это прежде всего удобство и что не так уж страшны подводные камни, которых они опасаются. Полезно иметь у себя в кабинете буклеты с информацией по всем ключевым аспектам ККЗ, изложенной в яркой, доступной форме. Особенно это необходимо для знакомства с потенциальными опасностями использования КЛ, чтобы привлечь внимание к важным деталям и правилам гигиены.

4. Робость и неуверенность врача передается пациентам.
Важно, чтобы родители видели: для врача подбор КЛ – рутинная, не вызывающая затруднений часть его практики, врач полностью контролирует ситуацию и знает, что делает. Особенно важно это при надевании и снятии КЛ. Естественно, дети относятся к этой процедуре с большей опаской, чем взрослые пациенты, хотя часто воспринимают ее на удивление легко и непринужденно. Дайте ребенку подержать в руках пару старых, использованных КЛ, поиграть с ними. Это удобный способ научить его азам обращения с линзами, показать, насколько тонкими и легкими они могут быть.

5. Демонстрируйте способы обращения с КЛ на «посторонних лицах». Используйте игрушки!
Главное наглядное обучающее средство в нашем детском кабинете ККЗ – плюшевый кролик с очень большими глазами, в которые так и хочется вставить линзу! Дети сразу к нему тянутся, это идеальный объект для тренировок. Хоть у кролика и нет век, которые постоянно норовят закрыться, все же здорово увидеть, как линзу можно поместить в глаз, как ее можно вынуть и какое для этого нужно усилие. Разумеется, для этого используются только старые линзы, а не те, что были выписаны пациенту.

6. Обучайте также и родителей.
Обучайте и маленького пациента, и его родителей одновременно. При работе с детьми младшего возраста мы в любом случае должны быть уверены, что ребенок сможет самостоятельно снять свои КЛ, даже если он не может надеть их без посторонней помощи. Родителей мы всегда учим и надевать, и снимать линзы, так что дома они уверенно справляются со всеми манипуляциями.

7. Ключ к успеху – обучение.
Поскольку дети часто очень нервничают из-за манипуляций с КЛ, нам иногда следует подождать с реальным подбором и уделить время обучению. По-настоящему хороший способ обучения – наглядно показать разницу между успешным и неудачным подбором, и ключевую роль здесь играет персонал. Наши сотрудники иногда используют цветные КЛ, чтобы на собственном примере показывать детям, как надевать линзы и добиваться правильной посадки. Они готовы делать это в течение долгого времени, нередко по нескольку раз, пока дети и родители не усвоят необходимый урок полностью. Это существенно облегчает работу врача и обеспечивает успешный подбор.


8. Будьте доступны пациентам в любое время.
При большом притоке новых пациентов, особенно детей, у всех должен быть мобильный телефон врача, чтобы при необходимости можно было связаться с ним. На деле эта возможность используется крайне редко, но она действует на родителей успокаивающе: ведь они знают, что в экстренном случае всегда получат помощь.

9. Перевод ребенка на КЛ не избавляет от необходимости следить за бинокулярным зрением.
У многих детей после подбора КЛ обнаруживаются такие проблемы с бинокулярным зрением, как анизометропия, амблиопия и косоглазие. У других, особенно при сильной миопии, могут возникнуть проблемы с чтением и зрением на близких дистанциях. Важно, чтобы как до подбора КЛ, так и после проводилась полная оценка бинокулярного зрения, на постоянной основе, во время повторных визитов к врачу. Часто остроту зрения при анизометропии можно улучшить до 1–2 строк после подбора КЛ, не только улучшая стереоскопическое зрение, но и повышая стабильность бинокулярного зрения с помощью соответствующих упражнений. Следует тщательно проверить, насколько это необходимо. Увы, это так просто – положить под стекло карточки пациентов с КЛ, оставив без внимания другие их проблемы со зрением...

10. Детская ККЗ отнимает у врача больше времени и доставляет ему больше хлопот.
Подбор КЛ детям – благодарный труд, доставляющий огромную радость, но также отнимающий немало времени. Если мы действительно работаем профессионально, на гонорарной основе, то вполне уместно назначать в таких случаях более высокую плату. Наш опыт показывает, что это только вызывает уважение и серьезное отношение к нашему труду и предоставляемым услугам, поскольку родители понимают, что мы тратим больше времени и проявляем особую заботу о пациенте. В первый год нашей работы с детьми мы тратили на каждого маленького пациента в среднем на час больше времени, чем обычно.

Детская ККЗ – хоть и побочное, но важное направление в оптометрии. Наградой врачу будет не только качество жизни пациентов, но и высокий уровень их лояльности, и появившаяся в результате детской практики семейная клиентура. Достаточно обладать гибким мышлением, быть открытым для общения и внести несколько несложных изменений в свой обычный режим работы. Детскую практику легко можно включить даже в напряженный рабочий график, если осознавать, какую пользу получат и пациенты, и врачи.

Источник: журнал "Глаз",
№4-2009

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Пока нет коментариев,
Ваш отзыв может быть первым и самым важным!
Напишите свой комментарий или отзыв.
0
0
0