По материалам журнала Contact Lens Spectrum
Контактная коррекция зрения играет большую роль в детской офтальмологии, что подтверждается актуальностью этой темы, то и дело всплывающей на конференциях и в периодических изданиях. Контактные линзы обладают целым рядом очевидных преимуществ, но столь же очевидны и определенные неудобства – необходимость учиться правильному обращению с линзами, тщательно соблюдать режим ношения и правила ухода за линзами, регулярно проходить медосмотры у офтальмолога. Причем цена небрежности может быть высока: несмотря на движение в сторону полной биосовместимости, линза пока еще не превратилась в продолжение роговицы, а с инородным телом в глазу шутки плохи.
Как известно, если лечение связано с риском, пациент должен быть предупрежден об этом заранее. Контактные линзы – достаточно удобное и безопасное средство оптической коррекции, но здесь есть подводные камни, о которых нужно знать и родителям, и детям. Если контактная коррекция зрения применяется в детском возрасте, следует учитывать возрастные особенности, проявляющиеся не только в умственном развитии, но и в физиологии зрения. Только с 5 лет ребенок способен осознать риски, связанные с ношением контактных линз, и усвоить правила ухода за линзами. И с этого же возраста возможен подбор мягких контактных линз серийного производства, тогда как до 5 лет обычно необходимы линзы, изготовленные по индивидуальному заказу. Это связано именно с возрастными особенностями рефракции: в первые годы жизни диаметр роговицы и переднезадняя ось глаза уменьшены, как и радиус кривизны роговицы, что непосредственным образом сказывается на рефракции. Сложными и дискуссионными остаются вопросы: недокоррекция или полная коррекция? в каком возрасте и какие аномалии можно полностью корригировать без ущерба для нормального развития зрительных функций?
Большая ответственность лежит на родителях. Их нужно тщательно проконсультировать, объяснить специфику контактной коррекции, а также возможность и правомерность использования контактных линз в данном случае. Если пациент совсем мал, родители должны быть готовы к манипуляциям с контактными линами в течение долгого периода взросления, пока ребенок не сможет сам снимать и надевать линзы, обрабатывать их раствором. Но врачу не стоит перегружать своих пациентов информацией или чрезмерно запугивать риском осложнений. С психологической точки зрения важно не переступать ту грань, когда пациенты перестают слышать и понимать вас; важно также, чтобы у них не возникло впечатление, что с контактными линзами сплошные хлопоты и проблемы. И все-таки в ходе консультации родители должны получить общее представление о разных режимах ношения, о типах линз и ценовом диапазоне и т.д. Полезно узнать, носит ли контактные линзы еще кто-нибудь из членов семьи. В случае, если типы линз совпадают, можно рекомендовать одинаковую систему ухода за ними, но разные типы контейнеров.
Примерно с 4–5 лет ребенок становится полноправным участником общения, и задача врача усложняется. При первом подборе он должен объяснить ребенку, что не нужно бояться вставлять линзы в глаза: начальный дискомфорт – естественная реакция, которая со временем пройдет. В любом случае, мнение ребенка необходимо учитывать. Недопустимо оставлять без внимания его жалобы и протесты при подборе линз, поворачиваться к нему спиной и говорить о нем как об отсутствующем.
Помните, что для проведения инвазивных процедур, подбора контактных линз и лечения необходимо получить согласие родителей, лучше в письменном виде. Предупредите, что дети часто теряют или рвут свои линзы, и такую возможность стоит учесть, планируя расходы на лечение.
Отдельная тема – подбор мягких контактных линз, оптимальных для использования в первые годы жизни. Например, после операций по поводу катаракты афакичный глаз нуждается в серьезной компенсации утраченной оптической силы. Поэтому раньше в этих целях подбирались в первую очередь жесткие газопроницаемые или другие контактные линзы со сверхвысоким Dk (например, состоящие полностью из силикона Silsoft производства компании Bausch & Lomb), позволяющие подобрать необходимые значения рефракции. Сейчас выбор делается все же в пользу мягких контактных линз, что связано с лучшей переносимостью линз этого типа (успешно подобрать жесткие газопроницаемые контактные линзы младенцу – задача, требующая немалой сноровки). Тем более что доступны как традиционные, так и гидрогелевые, и силиконгидрогелевые мягкие контактные линзы с оптической силой 20 D и более.
Однако необходимо учитывать, что в этом возрасте дети много спят (около 2/3 суток), причем периоды сна и бодрствования сменяются очень часто. Поэтому выбор, к сожалению, сужается: для безопасного ношения нужны линзы с высоким Dk. Лучше использовать их в режиме дневного ношения, в противном случае надо убедиться, что линза пригодна для ношения в расширенном режиме. Кроме того, младенец часто плачет, поэтому материал должен быть гидрофильным и устойчивым к липидным отложениям, чего никак нельзя сказать о тех же силиконовых Silsoft. Вопрос создания идеальной линзы для таких пациентов пока остается на повестке дня, а пока вполне приемлемым выходом являются силиконгидрогелевые мягкие контактные линзы индивидуального изготовления, такие, как Air Optix Individual производства компании CIBA Vision. В медицинских учреждениях России широко используются для коррекции афакии у детей традиционные линзы отечественного производства, выпускаемые вологодской компанией «Фирма Конкор».
Так или иначе, современные достижения позволяют подобрать линзы детям любого возраста. Очевидны оптические преимущества контактной коррекции зрения по сравнению с очковой: минимальное искажение ретинального изображения, отсутствие аберраций и редукции поля зрения. В быту очки доставляют детям немало неудобств, особенно с учетом подвижного образа жизни: они могут сломаться, упасть во время игры и т.п. Косметические преимущества также понятны, ведь именно возможность снять с себя клеймо очкарика побуждает и многих взрослых пользователей очков переходить на контактные линзы. Особенно важна удобная и внешне не заметная коррекция зрения для ребенка, который из-за ношения очков может испытывать психологический дискомфорт и даже подвергаться насмешкам одноклассников. Окрашенные мягкие контактные линзы с искусственной радужкой – практически единственное средство скрыть врожденные дефекты радужки, а лечебные мягкие контактные линзы – самая перспективная форма введения в глаз лекарственных препаратов, особенно для детей раннего возраста.
Но ребенку и родителям придется столкнуться с перечисленными выше трудностями, связанными с уходом за линзами, правильным обращением и соблюдением режима ношения. Кроме того, медики привыкли говорить о повышенном риске прогрессирования миопии при ношении контактных линз. Соответствует ли это последним научным данным?
При поддержке компании Johnson & Johnson недавно проводилось клиническое исследование, показавшее, что ношение мягких контактных линз не ускоряет прогрессирование миопии у детей по сравнению с очками. В исследовании приняли участие 484 ребенка, которым в возрасте 8 лет случайным образом подобрали мягкие контактные линзы и очки, а в 11 лет, то есть спустя три года сравнили результаты. Это самое масштабное и длительное рандомизированное испытание подобного рода. Результаты были представлены на ежегодном съезде американской Ассоциации исследований в области зрения и офтальмологии (ARVO).
Исследование проводилось на базе 5 клинических центров США. Возглавивший его д-р Jeffrey J. Walline (оптометрический колледж при Государственном университете Огайо) полагает, что результаты убедительно показали: контактная коррекция зрения вполне приемлема и безопасна для коррекции миопии у детей с 8-летнего возраста.
В ходе исследования измерялась рефракционная ошибка, кривизна роговицы и длина переднезадней оси глаза. Измерения проводились перед начальным подбором средства коррекции, а затем повторялись каждый год. Были использованы мягкие контактные линзы 1-Day Acuvue и Acuvue 2 производства компании Johnson & Johnson. В результате 90,7% участников (то есть практически 9 из 10), которым впервые были подобраны мягкие контактные линзы, продолжают использовать это средство коррекции зрения.
Величина прогрессирования миопии за 3 года составила -1,08±0,71 D и -1,27±0,72 D в группах пользователей очков и мягких контактных линз соответственно. Хотя различие статистически значимо (P=0,005), оно практически не играет роли, едва поддаваясь измерению. Статистически несущественной оказалась разница в росте переднезадней оси (0,59±0,37 мм при ношении очков и 0,63±0,34 мм при ношении мягких контактных линз) и в изменении кривизны роговицы.
Итак, выяснилось, что нет клинически значимой разницы между этими двумя способами коррекции. Близорукость все же постепенно увеличивается, но миф о том, что контактная коррекция зрения сказывается на зрении ребенка хуже, чем очковая, окончательно развеян. Добавим, что в настоящее время успешно развивается особая ветвь контактной коррекции – ортокератология, которая благодаря новым дизайнам и материалам ОК-линз стала безопасным и эффективным средством, позволяющим замедлить прогрессирование миопии у детей. Можно с уверенностью сказать, что контактные линзы все шире будут применяться в офтальмопедиатрии.
Источник: журнал "Глаз",
№3-2008